Практичное рукоделие из подручных материалов/Папуасия

Мастер-классы и полезные советы желающим творить из подручных материалов. Идеи и техники для интересных превращений в красивые и нужные вещи пластиковых бутылок, остатков пряжи, облицовочной плитки и других "полезных ископаемых" из квартирных и дачных залежей. Секреты вязания спицами и крючком, плетения из газетных трубочек и природных материалов, ткачества и шитья.

Об особенностях старинного способа изготовления войлока

01 4Об особенностях старинного способа изготовления войлокаПо мнению историков именно так с давних времен изготавливали войлок. До нашего времени дошли ковры, созданные так еще в 5 веке нашей эры, над которыми сжалилась моль.

В этнографических журналах можно найти подробные описания того, как создавались войлочные ковры и накидки кочевниками. Сегодня редко кто из рукодельниц сможет повторить весь процесс до мельчайших деталей, слишком много для этого требуется времени и физической силы, но в этой старинной технологии можно найти много полезного для себя. Она не требует особого оборудования и обходится без затрат на дорогостоящие вспомогательные материалы, а в качестве сырья для изготовления войлока ей вполне достаточно грубой овечьей шерсти.

Подробно о самом процессе валяния было рассказано здесь. В этой статье хочется больше остановиться на тех особенностях старинного способа, которые могут быть полезны и современным рукодельницам. Итак, уже в те времена различали два вида создания узора на войлоке: валяный и мозаичный. Рисунок первого с течением времени все больше напоминал акварель, а второй отличала графичность и четкость,почти не меняющиеся под влиянием времени.

Немного полезных подробностей о первом способе создания узора на войлоке: для более четкого и эффектного узора по линиям эскиза выкладывали контур. Для этого от кучки  волокон отделяли пряди, брали их в правую руку и укладывали по контуру пальцами левой руки.

Важно: волокна вытягивали до нужной ширины контура и их обязательно подкручивали, чтобы уже в готовом войлоке получалась более четкая линия.

01 7После раскладывания контуров брали комок подготовленной заранее шерсти, который по размерам примерно подходил к той или иной части рисунка и начинали выкладывать шерсть между контурами правой рукой, заботясь при этом о равномерной толщине. Пальцами левой руки при этом поддерживали волокна, подтягивая их правой рукой по линиям направления орнамента.

Далее о мозаичном способе создания узора: для него изготавливали два однотонных пласта войлока разного цвета без рисунка.

Обязательное условие - толщина пластов должна быть не больше 5 мм.

Один пласт накладывали на другой, наносили узор мелом или угольком и острым ножом резали оба пласта по линиям узора. Получались куски войлока одинаковые по размерам и конфигурации. Их складывали так, чтобы получалось два полотна с одинаковым рисунком, но с разным цветовым решением. Так, цвет  фона первого должен стать рисунком второго, а цвет рисунка первого должен превратиться в цвет фона второго. Части войлока сшивали крепкой ниткой. В более ранних работах этим и ограничивались, а чуть позже стали маскировать шов цветной однотонной тесьмой, что не только делало рисунок выразительнее, но и помогало увеличить прочность войлока.

Надеюсь, что эти особенности старинного изготовления войлока будут интересны современным рукодельницам.

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

Comments

Leave a Reply